Лакокрасочные материалы широко используется не только для промышленных, но и для бытовых нужд. Краски, используемые в быту должны отвечать повышенным требованиям экологичности и безопасности. Вслед за европейскими производителями ЛКМ, которые первыми начали создавать экологически чистые покрытия, предприятия других стран начинают вводить все более жесткие условия, ограничивающие использование токсичных ингредиентов.
К лакокрасочным материалам и покрытиям появляются новые требования, которые приводят к появлению инновационных рецептур и технологий для производства ЛКМ.
Водно-дисперсионные, алкидно-уретановые краски, покрытия, твердеющие под воздействием ультрафиолета и т.п. Их применение значительно снижает загрязнение атмосферы вредными веществами.
Сырьем для
водно-дисперсионной краски для внутренних работ изначально служили ядовитые производные стирола и бутадиена, затем производители заменили их более безопасными сополимерами винилацетата, акрилата и поливиниловым спиртом, применяющимся также при производстве средств гигиены.
Ольга Андруцкая, эксперт рынка лакокрасочных материалов, отмечает, что российские предприятия стремятся не отставать от западных конкурентов, разрабатывая и внедряя в производство ЛКМ экологически чистые технологии. Так, разработки осуществляются владимирским ООО НП «Макромер», компанией ХОМА (г. Дзержинск, Нижегородская обл.). В результате, при производстве материалов снизился уровень вредных отходов и, как следствие, уменьшился вред, наносимый выбросами окружающей среде. Купить водную краску можно выбрав марку на странице каталога
водно-дисперсионных красок.
Кроме того, важной задачей производителей красок является замена токсичных компонентов. Состав лакокрасочных материалов изобилует токсичными соединениями. Например, цинк в составе
грунтовки ЭП-057,
цинол и алпол, всех термостойких красок. ; сажа- в Б-ЭП-610. Соединения тяжелого металла - хрома, применяются для придания покрытиям антикоррозионных свойств. Шестивалентный хром в составе грунт
эмали ПФ-100,
ПФ-115, в цветной
эмали ПФ-1145. Со временем выяснилось, что шестивалентный хром канцероген, и это основание для запрета на использование этого вещества, а также ограничения на пигменты, содержащие хром. Напомним, что иностранным суднам, окрашенным
корабельными красками с хромом, запрещено заходить в порта Российской Федерации.
Пигменты на основе свинца с давних времен использовались для придания краскам цвета и оттенков. И краска масляная
МА-15 пользуется популярностью из-за доступности в цене- до 100 рублей/кг. Однако уже во второй половине ХХ века выяснилось, что постоянный контакт с поверхностями, окрашенными красками, содержащими свинец, а также вдыхание их паров, наносит серьезный вред здоровью.
Поэтому в Европе использование свинцовых пигментов было запрещено, что вызвало необходимость поиска замены и были изобретены т.н. гибридные пигменты.
Над созданием отечественных антикоррозионных покрытий нового поколения потрудились специалисты КНИТУ (Казанского научно-исследовательского технологического университета). Для этих целей учеными были разработаны ферритные пигменты.
Еще одним актуальным направлением является поиск путей замены традиционного сырья, используемого для производства лакокрасочной продукции возобновляемыми материалами природного происхождения. Например, одной из американских компаний была разработана технология производства отвердителя для эпоксидных смол из кожуры орехов кешью.
Отвердитель это компонент для эпоксидной эмали. Двухкомпонентная эпоксидная
эмаль ЭП-140 ГОСТ 24709-81 производится на основе раствора эпоксидной смолы и суспензии пигментов и наполнителей. Поставляется комплектно, в виде основы и
отвердителя №2.
Акриловые водно-дисперсионные краски приобретают все большую популярность во всем мире в настоящее время.
Водные лакокрасочные материалы с низкой токсичностью, негорючестью, простоты при нанесении. Косвенно-, отсутствие расходов, связанных с вентиляцией окрашенных помещений и т.п.
Более высокая цена
водных лакокрасочных материалов по сравнению с эмалями, на органических растворителях, обусловлена сложностью рецептур и большим количеством различных добавок. Дороговизна компенсируется тем, что применение водно-дисперсионных лакокрасочных материалов не требует использования очистного, рециркуляционного оборудования. В результате, на сегодняшний день использование водно-дисперсионных ЛКМ в строительном секторе составляет по разным оценкам от 70 до 80% общего объема потребляемых отраслью лакокрасочных материалов. И цифра эта растет год к году.
Производство краски наносимых в один слой- тиксотропных эмалей, по примеру
ХС-436, следующее перспективное инновационное направление. Окрашивание в один слой снижает расход эмали с 600 г/м2 до 300 г/м2. Это экономия времени на окрашивание, снижение стоимости работ, и как следствие снижение выбросов вредных веществ.
Метод однослойного окрашивания уже активно применяется в машиностроительной отрасли для покраски деталей, оборудования и других металлических поверхностей, а также в строительстве, для окраски металлоконструкций. В перспективе в данных областях однослойное окрашивание может полностью заменить традиционные двухслойные методы.
Несмотря на то, что сначала востребованность новых разработок ЛКП всегда вызывает сомнения из-за высокой, по сравнению с традиционной продукцией, цены, спустя недолгое время оказывается, что инновации успешно приживаются. Российские производители начинают перенимать зарубежный опыт, повышая конкурентоспособность, и увеличивая продажи собственной продукции.
Рынок лакокрасочных материалов заинтересован в наличии инновационных технологий, направленных на повышение экологичности и экономичности их производства и применения.