Специалисты с тревогой сообщают: установлено, что состояние художественных произведений Ван Гога и иных мастеров конца 19-ого столетия стремительно ухудшается ввиду происходящих химических реакций в красках. Указанное открытие следует признать начальным шагом на пути по ликвидации причин, в связи с которыми красочная гамма на картинах мастеров этого периода тускнеет и темнеет. UV-излучение может проникать в структуру полотна только на несколько микрон, но этого оказалось достаточно для инициации ранее неизвестных специалистам реакций, в ходе которых желтая гамма превращается в темно-коричневую.
Анализ осуществлялся командой, сформированной из экспертов четырех государств. Деятельность по изучению причин потускнения всемирно известных художественных работ возглавили нидерландский специалист К.Янссенс и итальянский профессор Л.Монико. Основная часть исследовательских работ проводилась на базе Перуджинского Университета (Италия).
В целях проведения разнообразных экспериментов ученым понадобилось прецизионное оборудование. В частности, они пользовались устройством синхротронного излучения, предоставленным Европейским центром синхротронного излучения, расположенным в Гренобле.
Как известно, для любого культурного европейца сбережение художественных шедевров является делом чести. Безусловно, имеет огромное значение, что современная наука в состоянии решить серьезную музейную проблему.
В ходе исследования химических реакций, происходящих в зонах, где краски соприкасаются с лаковыми покрытиями, специалисты оперировали синхротронным излучением, обладающим минимальной длиной волны.
Особенности живописного мастерства Ван Гога
Инновации скончавшегося в 1890 году живописца В. Ван Гога заключалось, например, в применении ярких и жизнеутверждающих оттенков. Именно благодаря этому художнику конец 19-ого столетия признан поистине переломным моментом в истории искусства.
Художником всегда выбиралась такая гамма, которая обеспечивала бы передачу эмоций посредством картин.
Реализовать эти стремления Ван Гог сумел при помощи новых, появившихся как раз в этот период времени, красок. С их помощью, в частности, выполнена широко известная серия «Подсолнухи».
Особенно красочные произведения Ван Гог стал писать после отъезда из Нидерландов, обосновавшись во Франции. Там ему выпала возможность познакомиться с иными мастерами- носителями идей инновационного применения только что разработанных красок.
Явление потемнения в условиях UV-излучения желтой краски, созданной с использованием соединений хрома, в 19-ом столетии было отлично известно как химикам, так и художникам. Но отнюдь не все живописные шедевры того периода пострадали.
При этом изменения цветовой гаммы на различных художественных произведениях идут с абсолютно разной скоростью. Вместе с тем, хромовые красители отличаются повышенной токсичностью, поэтому живописцы приблизительно с 50-х годов 20-ого столетия стали работать с иными типами желтой краски. Но Ван Гог, а также художники его времени не имели выбора. По этой причине современные ученые стремятся разрешить задачу сбережения работ величайшего живописца и его современников.
Тайны краски 19-ого столетия
В процессе решения упомянутой проблемы, над которой бьется множество известнейших искусствоведов и музейных сотрудников уже в течение века, К.Янссенс в сотрудничестве с другими первоклассными экспертами смог провести научное исследование, приоткрывшее завесу тайны. Собственно процесс исследования был подразделен на две стадии. Первоначально специалистами были получены образцы желтых хромовых красителей из трех контейнеров, выпущенных в 19-ом столетии и сохранившихся до сегодняшнего дня. Затем удалось их искусственно состарить, поместив в условия UV-облучения примерно на 500 часов.
При этом лишь один из образцов красителя серьезно потемнел, превратившись из ярко-желтого в густой шоколадно-коричневый. Именно упомянутый образец подвергался последующему изучению на предмет течения химических реакций, обеспечивающих потемнение.
Далее образец красителя был исследован посредством синхротронного излучателя. В результате было установлено, что потемнение верхних слоев сопряжено с резким уменьшением показателей окисления хрома: от 6-валентного Cr(VI) до 3-валентного Cr(III). Этот процесс идет, в том числе, вследствие систематического UV-облучения, наносящего огромный ущерб живописным произведениям.
Исследование шедевров Ван Гога
На следующей стадии учеными были проведены те же тестирования, но уже с имеющими потемнение образцами, полученными с двух произведений «великого Винсента».
Речь идет о «Виде на Арль с ирисами» и «Берегах Сены», выставленными в амстердамском музее художника. Один из экспертов, участвующих в данном проекте, госпожа Э.Хендрикс, называет проведенные исследования ключевыми для осознания причин потемнения живописных произведений и создания условий для сохранения картин в течение многих веков.
Попытка обнаружить пораженные зоны на многоцветных шедеврах оказалось существенно труднее, чем на образцах, искусственным образом состаренных. По этой причине экспертам пришлось применять для исследований разнообразное лабораторное оборудование, подчас изыскивая его по всем европейским странам.
В конечном результате, итоги первого и второго исследований совпали, и эксперты смогли установить уменьшение параметров окисления хрома и на произведениях Ван Гога.
В ходе исследовательской деятельности экспертам пришлось использовать рентген, различные спектрографы, в том числе, рентгенофлуоресцентные и оптические. На завершающей стадии исследователи совместили приемы рентгенофлуоресцентного анализа и спектроскопии.
Рентгеновские лучи с параметрами в 0,9x0,25 мкм² дали возможность отделить пораженные зоны от нормальных. Затем при помощи методологии XANES удалось установить видообразование хрома. По утверждению одного из экспертов, принимавших участие в работе, М.Кот, применяемый в исследованиях рентгеновский луч дал возможность понять все химические процессы, происходящие на полотнах.
Специалистам также удалось установить, что 3-валентный хром на живописных полотнах, как правило, образует сложные соединения с элементами, подобными барию и сере. По этой причине эксперты сформулировали вывод, что способ смешивания красок, используемый Ван Гогом, следует признать ключевым фактором, приводящим к стремительному потемнению красочных слоев на его полотнах.
Сегодня экспертная группа готовится к очередным экспериментам.
В частности, предполагается исследовать комплекс условий, благоприятных для уменьшения показателей окисления хрома. Это позволит в будущем оградить картины от неблагоприятного воздействия. Вместе с тем, экспертная группа не теряет надежды возвратить красочный слой в его нормальное состояние.