Специалисты из нескольких американских научных институтов в ходе изучения т.н. «фаюмских портретов» обнаружили следы нетипичного применения египетской сини - синего минерального пигмента.
Внимание ученых привлек факт использования этого вещества - одного из наиболее ценных пигментов Древнего Египта в качестве добавки для тонирования фона изображений.
Фаюмские портреты, названные так по месту первой подобной находки – Фаюмскому оазису, являлись частью погребального ритуала у древних египтян. Они сменили традиционные маски, которыми укрывали лица умерших.
Целью исследования стало подтверждение предположения об использовании египетской сини в качестве добавки. В процессе изучению подверглись пятнадцать образцов древнего искусства, принадлежащих Калифорнийскому университету (Беркли). Картины были обследованы с помощью методов рентгеновской дифракции, рентгеновской и инфракрасной люминисценции и с применением сканирующего электронного микроскопа. Результат- неразличимое визуально присутствие в изображениях синего пигмента, состоящего из смеси силикатов кальция и меди.
Участки, на которых применялся пигмент, отличались более ярким свечением. Пигмент в красках отличается оттенком и при производстве красок по Ралу отличается цветом и оттенком
С помощью этого метода ученые отобрали несколько картин, светящиеся области которых в дальнейшем были исследованы на предмет наличия частиц вещества. Египетская синь была обнаружена в составе
краски для фона, что позволило ученым сделать вывод об изменении живописных техник в Египте периода его принадлежности к Римской империи.
Плиний Старший (I в. н.э.) в своих сочинениях упоминает четыре главных цвета, используемых античными живописцами.
Среди них присутствуют белый пигмент с острова Милос, черный пигмент, добываемый путем сжигания смолы, красный Синопский и желтый, доставляемый из Аттики.
Египетская же синь фигурирует только в качестве
краски для изображения теней.