Социально-экономические реформы коренным образом позволили изменить структуру химической отрасли с позиций прав собственности. В данный период основная доля производственных объектов принадлежит к негосударственному сектору.
В процессе приватизации подавляющее большинство контрольных пакетов акций крупнейших организаций химического комплекса попали к внешним инвесторам, как правило, отечественным нефтяным и газовым предприятиям, а также к вертикально интегрированным ФПГ.
Создание крупнейших химических структур, объединяющих функции нефте- и газопереработки, а также нефтехимии и производителей красок и эмалей, уже давно стало общемировой практикой. Но в российских условиях процессы консолидации прав собственности на различные сырьевые источники не обеспечили эффективных результатов, так как были спровоцированы глубочайшим экономическим кризисом и стремительным падением внутреннего потребления. В итоге национальными сырьевиками, располагающими лоббистскими возможностями, предприятия химического комплекса воспринимаются в качестве неизбежной добавки, не приносящей серьезных доходов в сравнении, например, с поставками нефти.
Внимание собственников сосредоточено на производствах, обеспечивающих стремительную отдачу, подобных первичным нефтепродуктам либо минеральным удобрениям. Именно такая продукция обеспечивает в настоящее время 65% отраслевого ВП и 70% экспортных объемов. Безусловно, определенные результаты получены: увеличилось количество нефтехимических, горнохимических предприятий, а также компаний, производящих удобрения. Однако, например, не улучшили своих позиций производители пластмасс и химических волокон. Не в лучшую сторону изменилась структура спроса. Национальные потребители лакокрасочных продуктов нацелены, в основном на зарубежные поставки. В процессе приватизации была серьезно изменена структура химпрома, имевшая место в советский период. Купить Кремнийорганические эмали КО и композиции ОС можно обратившись в отдел продаж с заявкой.
По сути, промышленность в настоящее время искусственно разделена на две группы.
Первая из них представлена крупномасштабными нефтехимическими производствами, формирующими ФПГ и функционирующими согласно планам владельцев сырьевых источников. Вторая представлена организациями, наполняющими товарами внутренний рынок, испытывающими недостаток сырьевых ресурсов и участвующими в серьезной борьбе с иностранными конкурентами. В числе ключевых задач, поставленных с учетом планов развития отрасли, - смена изношенного оборудования. В настоящее время доля активов, произведенных свыше 30 лет назад, составляет почти 67%, а на предприятиях по выпуску ПВХ – свыше 70%. Согласно статистическим данным, в последние 6 лет инвестиционные вложения в химическую промышленность превысили $14 млрд. При этом в обновление парка технологического оборудования было вложено не более $5 млрд. Правительство РФ, сделав ставку на инвесторов, фактически устранилось от решения задачи финансирования.
При этом эксперты констатируют факт отсутствия активно развивающихся организаций, имеющих возможность эффективно конкурировать с монополистами отрасли. Например, согласно статистическим данным, крупнейшим отечественным химическим холдингом «Сибур» в настоящее время демонстрируется товарооборот в $5,3 млрд.
По этому параметру он в 8 раз уступает компании «SABIC» (Саудовская Аравия) и в 2 раза - Shin-Etsu Chemical (Япония). Иные наиболее масштабные отечественные предприятия, в частности, «Еврохим», практически в 3 раза отстают от холдинга «Сибур». При этом численность персонала «Сибура» вдвое превышает данный показатель компании «SABIC». Это означает, что по параметрам производительности труда отечественные предприятия в принципе не могут конкурировать с зарубежными. Что касается товарной номенклатуры, то предприятиями химпрома экспортируются, в основном, продукты, характеризуемые низким уровнем передела. Традиционно, они представлены каучуками и минеральными удобрениями.
Важнейшими товарами признаются продукты, подобные пластическим массам, аммиаку, метанолу. Номенклатура импорта, поступающего в РФ, включает более высокотехнологичную продукцию, подобную пластмассовым изделиям, шинам,
ЛКМ, гербицидам, катализаторам, резинотехническим изделиям.
Достаточно часто за пределы России вывозят товары, которые заграницей перерабатываются в более высокотехнологичную продукцию для последующего ввоза в РФ. Это способствовало закрытию многих отечественных производств: например, полимеров, каучуков, клеящих материалов.
Вполне возможным стало скорое прекращение выпуска углеродных материалов и композитов. Процесс присоединения РФ к ВТО способствовал открытости национальных рынков, что предопределило падение конкурентоспособности отечественной продукции (в химпроме – на 50%). Перечисленные вопросы обусловили возникновение проблем в инвестировании, благодаря чему множество компаний химической отрасли попали в «инвестиционную пропасть».
Важнейшими причинами, трансформировавшими структуру химической отрасли во всемирном масштабе, называют интенсивный рост нефтепереработки на Ближнем Востоке и отказ многих покупателей российских товаров (в частности, Китая) от внешних поставок в пользу развития собственной промышленности. Пять лет назад Минпромом сформирована программа развития отечественного химпрома до 2015 года, предполагающая содействие обеспечению роста объемов выпуска химической продукции в 5 раз.
В частности, выпуск пластмасс и смол должен быть увеличен на каждого представителя населения до 68 кг, химволокон – до 5 кг, каучуков – до 14 кг. Реализация подобной программы требует наращивания капиталовложений на $140 млрд., почти в 15 раз. Предполагается, что в качестве инвесторов выступят крупнейшие корпорации, на базе которых могут быть созданы завершенные технологические линии.